История храма

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1915-1930 г.г.)
Село Ягул Сарапульского уезда

Храм до революции

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ (с 1992 г.)

ИСТОРИЯ ЗАКЛАДКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

История храма непростая, и ее начало связано с последним десятилетием XIX века. Именно в 90-е годы XIX в. окончательно утвердилось желание жителей деревни Ягул, а также соседних населенных пунктов Русский Вожой, Старые Марасаны, Новые Марасаны Завьяловской волости и починков Крестовоздвиженское, Старое Михайловское и Новое Михайловское Ижевско-Нагорной волости, входящих в приход Александро-Невского собора, построить на свои средства храм и открыть самостоятельный приход. Желание это было связано, прежде всего, с дальностью расстояния до Александро-Невского собора, бездорожье в зимнее и весенне-осеннее время, а также постоянно увеличивающееся количество прихожан собора. Все это затрудняло посещать богослужения, прежде всего старикам и детям, совершать религиозные обряды и таинства бракосочетания, крещения, отпевания и др.

Исследование показало, что инициатива строительства храма и в дальнейшем организационные действия в этом вопросе принадлежали в Ягуле очень религиозному семейству Набоких (жили на этот период 3-мя семьями), члены которого имели широкие связи с жителями близлежащих деревень и починков, имели хорошие отношения со священнослужителями Александро-Невского собора. Особенно много трудов по строительству церкви было отдано одним из четырех братьев Василием Андреевичем Набоких, который на протяжении 15 лет был бессменным членом строительного комитета.

В начале 1898 года жители Ягула и соседних селений обратились в Вятскую Духовную Консисторию с ходатайством об открытии самостоятельного прихода при д. Ягул с постройкой церкви. Консистория пересылает письмо с ходатайством в Сарапульское Духовное правление, которому предписывает рассмотреть дело в установленном порядке и представить свое заключение по этому вопросу в Вятку епархиальному начальству 24 февраля 1899 г.

В исполнение данной резолюции член Сарапульского Духовного правления протоиерей Вячеслав Бережнев обращается в Ижевско-Нагорное волостное правление с просьбой сообщить о количестве десятин земли на каждую душу в починках Михайловский и Крестовоздвиженский. Результатом деловой переписки и рассмотрения прошения ягульцев явился указ Вятской Духовной Консистории от 27 октября 1900 г. за № 14911 об открытии прихода в составе 7 селений: д. Ягул, д. Русский Вожой, д. Старые Марасаны и Новые Марасаны, починков Крестовоздвиженский, Старое Михайловское и Новое Михайловское в количестве 804 наличных душ мужского пола с построением церкви в д. Ягул или Русский Вожой. Указ предусматривал на основе принятых жителями обязательств:

1) построить на свои средства в дер. Ягул церковь и причтовые дома, а также давать сторожа и ночной караул для охраны церкви и на отопление последней ежегодно собирать в податях со всего прихода по 30 руб;

2) отвести удобной земли под церковь и площадь под кладбище, дома и усадьбы причта в количестве 6 десятин и узаконенную пропорционально пахотной земли (33 десятины) для причта отвести из душевых наделов д. Ягул, на что жители последней изъявили полное свое согласие.

3) на содержание причта платить последнему за требоисправления, а равно и производить хлебные сборы в тех же размерах, в каких производится эта плата и сборы в настоящее время причту Ижевского завода.

Следует отметить, что жители указанных деревень в то время были приписаны к приходу Александро-Невского собора. В указе утверждается, что консистория в религиозно-просветительских целях построение в деревне Ягул церкви и открытия при ней нового прихода признает весьма желательным и постановляет строить церковь «по проекту архитектора, под руководством и наблюдением последнего», а для сбора и приема денег и вещественных пожертвований на церковные постройки предписывает учредить под председательством одного из священников Ижевского Александро-Невского собора строительный комитет из трех благонадежных и опытных в строительном деле крестьян. Тому комитету в указе поручено: «…

а) озаботиться составлением чрез лишь сведущих в архитектуре и представлением в Сарапульское Духовное правление проекта и сметы на постройки церкви, а также чертежей и смет на постройку причтовых домов;

б) просить Губернское правление о командировании в дер. Ягул архитектора для отвода и осмотра места под церковь…»

12 июня 1901 года на большом сходе будущие прихожане нового села приняли решение строить каменную церковь. Строителем был выбран ижевский священник Алексей Спасский. Членами комитета стали начальник шестого участка Сарапульского уезда А. Попов и местные крестьяне Никита Русский, Захар Ломаев, Василий Набоких. Прихожане будущей церкви, желая быстрейшего строительства храма, решили оказать посильную материальную помощь в столь важном святом деле. Они обложили себя добровольными пожертвованиями в размере двух рублей в год с земельной души сроком на шесть лет. Таким образом предусматривалось собрать до 6 тысяч рублей. Но и этой суммы бы не хватило для осуществления замыслов.

14 июля 1901 года священник Алексей Спасский обращается к сарапульскому епископу Владимиру с просьбой разрешить установку на некоторых мельницах Ижевского завода ларей для приема муки, солода и других продуктов размола. Еще он просил разрешения поставить кружки для сбора денежных пожертвований. Духовное правление позволило установить лари, а во второй просьбе ягульцам было отказано и по той причине, чтобы «не подать повода кражам и взломам кружек». Как утверждает краевед Анатолий Майер, церковный староста тщательно регистрировал все пожертвования в мемориальной книге церкви, затем пускал все на продажу, а вырученную сумму сдавал в сберегательную кассу для хранения и приращения. Таким образом, буквально по зернышку складывался необходимый капитал для строительства.

Автором проекта церкви стал видный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Жителям Удмуртии он известен культовыми постройками в селах Нечкино, Докша, Июльское, Люк. Но главное его детище, безусловно, знаменитый собор святого Михаила в городе Ижевске. В основу проекта Ягульской церкви положен широко распространенный на Руси крестово-купольный тип храма, имеющий в плане форму креста и завершенный в центре куполом.

18 марта 1904г. строительный комитет провел торги по выбору подрядчика строительства. Было пять кандидатов:

  1. Порсев Михаил Петрович, сарапульский купец;
  2. Иван Иванович Бодалев, ижевский купец;
  3. Готовихин Василий Иванович, крестьянин Нижегородской губернии;
  4. Красильников Андрей Львович, крестьянин Нижегородской губернии.
  5. Мамаев Никифор Михайлович, крестьянин Уржумского уезда Вятской губернии;

Последний назначил самую низкую цену за строительство церкви – всего за 6300 руб. При этом выразил готовность бесплатно возвести некоторые дополнительные помещения и оказать на благотворительной основе иные строительные услуги.

Добросовестность и профессионализм подрядчика подтвердил и ижевский архитектор Сергей Герасимович Брутятский. Полицейский пристав засвидетельствовал его благонадежность. Потому и выбор был сделан в пользу Н. М. Мамаева. Председатель строительного комитета Алексей Спасский 3 августа 1904 года обращается к сарапульскому епископу Михею с прошением и сообщением о решении комитета в воскресенье 22 августа устроить закладку храма, «так как к этому времени крестьяне выжнут рожь и окончат сев». Что и было совершено в обозначенный день. Строил храм простой православный люд, вкладывая в строительство свое мастерство, умение, желание и душу. Дом Божий для крестьян был школой добра и человечности. Веря в церковь, они несли в будущий храм самое дорогое — иконы, духовные книги, посуду.

Строительство нового храма шло сложно. Сказывались неурожайные годы и сокращение работ на Ижевском оружейном заводе. Строительный комитет, с позволения Духовного правления, поручил доверенным людям собирать добровольные пожертвования в селах и деревнях Вятской губернии. Очень удачной и своевременной оказалась огромная материальная поддержка Елабужекого попечительного комитета в 1907 году. Он заведовал капиталами, пожертвованными известным благотворителем купцом Федором Черновым. 26 ноября 1907 г. Елабужский комитет выделяет «пособие в размере 10 тыс. руб. на окончание постройки новой каменной церкви при д. Ягул, а также на внутреннее устройство с тем, чтобы сумму эту выдавать Ягульскому строительному комитету в течении 5-ти лет, начиная с настоящего года, по 2 тыс. рублей в год». Таким образом, выделенное пособие в 10 тыс. руб. было разделено на пять частей и перечислялось Ягульскому строительному комитету с 1907 по 1911 годы.

К концу лета 1907 г. заканчивались самые большие работы по строительству церкви, наступало время отделочных работ. Параллельно с этим строительный комитет занимается поисками леса для строительства дома священнику, причтовых помещений и церковно-приходской школы. В планах — достать лес за полцены или бесплатно. Однако три года (с 1906 по 1909) поиски были безуспешны, и в итоге летом 1909 г. лес был куплен. Силами прихожан срубили дом для священника, а также в Завьяловском приходе было куплено готовое помещение для надворных служб псаломщика и перевезено на место. Строительный комитет предполагал поставить их на фундаменты весной 1910 г., но для этого существовало серьезное препятствие: земля еще не была отведена ягульскими крестьянами в собственность церкви, хотя земельный вопрос должен был быть завершен в 1904 г. с началом ее строительства.

Создавшаяся проблема с отводом земли – это целая история, затянувшаяся на многие годы и служащая предметом отдельного исследования. Неопределенность с передачей земли отодвигали два важных события для жителей прихода – освящение церкви и открытие самостоятельного прихода. Ягульские крестьяне, давшие согласие на выделение из своих наделов 39 десятин необходимой удобной земли (6 дес. усадебной и 33 пахотной), впоследствии изменили своему слову и стали предлагать землю неудобную между дорогой и лесом в виде узкой полосы длиной в 1,5-2 версты, тянущейся через все поле. Председатель строительного комитета священник Алексей Спасский отказался от этого нового предложения крестьян. В течение последующих шести лет шли безрезультатные споры, закончившиеся Указом Вятского Епархиального начальства от 28 апреля 1910 о приостановке «всех строительных работ по окончанию устройства церкви и причтовых помещений до того времени, пока крестьяне не придут к соглашению по вопросу о нарезке земли». Лишь к концу 1912 г. крестьяне добились разрешения на продолжение строительства. В этот период (1910 – 1913 гг.) строительный комитет не бездействует, ищет разные способы к разрешению земельного вопроса. В их числе было и специальное Воззвание к Ягульским прихожанам от 26 сентября 1912 г., автор которого священник Алексей Спасский. Однако сдвигов не было. После разрешения на продолжение строительства, данное Святейшим Синодом 7 ноября 1912 г., шло постепенное завершение работ, связанных с обустройством храма и причтовых помещений, а также подготовки его к освящению, что и совершилось осенью 1915 г., предположительно в ноябре.

После освящения храма для совершения богослужений в воскресные и праздничные дни был определен священник Александро-Невского собора Иосиф Замоломский. Но богослужения проводились нерегулярно, что беспокоило прихожан. Сарапульское Духовное правление не открывало самостоятельный приход и не назначало штатного священника, т.к. земельный вопрос по-прежнему оставался не решен. 15 мая 1917 г. состоялся большой объединенный сельский сход прихода Ягульской церкви, на котором было составлено прошение на имя Преосвященного Алексия, епископа Сарапульского, об открытии самостоятельного прихода и определении священника Иосифа Замоломского на постоянное служение при ягульской церкви. Но Сарапульское Духовное правление по резолюции Преосвященнейшего Алексия откомандировало священника Михаила Елисеева, недавно вернувшегося из Туркестанской епархии, где он не мог служить по состоянию здоровья. О. Михаил возглавил Ягульский приходской район и церковный строительный комитет, сменив на посту председателя священника Алексия Спасского, и с удвоенной энергией принялся за решение многолетних проблем ягульского прихода. В феврале 1918 г. о. Михаил добивается открытия самостоятельного прихода путем соглашения с крестьянами «о замене земельного надела ежегодными денежными взносами по 1 рублю с каждой земельной души в пользу причта» и акта передачи земли под церковную площадь (1,5 дес.), усадьбы для причта (3дес.), кладбище (1,5 дес.).

 

ЗВОН КОЛОКОЛОВ РАДОВАЛ НЕДОЛГО41.jpg

Этот период времени, обращаясь к истории, обозначен двумя революциями – Февральской и Октябрьской, окончанием в марте 1918 г. Первой мировой войны и ее последствиями, началом гонений на Русскую Православную Церковь и ее служителей. Шумные события в Петрограде не могли не отразиться на жизни ягульских прихожан. Здесь также началась борьба за власть. По свидетельству историков, село неоднократно переходило из рук в руки. Простым людям доставалось и от «красных», и от «белых».

В 1919 г. теряются следы священника Михаила Елисеева (метрические книги и иные документы за этот период не сохранились). В народе хранится память о его расстреле у стен храма. Трагическую историю поведала Антонова Лидия Михайловна (род. в 1925 г.), рассказанную ей не однажды еще в ее молодые годы односельчанкой, свидетельницей этого события Ядыгаровой Анной:

— В один из дней апреля во время богослужения в храме было много народу из разных населенных пунктов. Неожиданно в храм вошли вооруженные люди и начали все громить, вытаскивать на улицу разную церковную утварь. Прихожане возмущались, выражали негодование, но ничего не могли сделать против вооруженных людей. Было много шума, криков и слез. Отец Михаил Елисеев старался спасти церковное имущество от погрома и грабежа, просил и умолял их не совершать греха: «Что вы делаете? Побойтесь Бога!» И снова ходил за ними, и умолял их. Надоели этим людям действия священника Михаила Елисеева. Поставили они его за алтарной частью к стене храма и расстреляли. На звуки выстрелов прибежала перепуганная матушка Надежда, увидела лежащего на земле мужа и, рыдая, упала на его бездыханное тело. Стрелявшие спросили: «А с этой что делать?» Матушка Надежда ответила: «Убили его – убейте и меня вместе с ним!» Тут же раздались выстрелы. Эта трагедия произошла на глазах многих в тот день собравшихся на богослужение прихожан. Все они были потрясены и напуганы. Засохшая кровь расстрелянного священника Михаила Елисеева долго оставалась на стене храма.

Расстрелянного о. Михаила в 1919 или 1920 году сменил священник Павел Зуев. Ряд документов показывает, что он служил при ягульской церкви с 1919/20 по 1928/29 гг. В  соответствии с постановлением ВЦИК от 3 августа 1922 г. о. Павел вместе с прихожанами был вынужден вместо ягульского прихода зарегистрировать Ягульское религиозное общество, очень ограниченное в правах. В 1928/29 г. его с семьей на подводах под конвоем увезли в Ижевск. О дальнейшей их судьбе больше ничего не известно.

Постановлением Ижевского исполкома от 23 января 1930 года и последующего решения президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта того же года Петропавловская церковь была закрыта. Здание предписали передать на культурно-просветительские нужды. Из храма изъяли полторы сотни различных предметов, среди которых были серебряные подсвечники, парчовые покрывала, дорогая утварь и другие предметы. Плитку с пола, как говорят очевидцы, вывезли в Ижевск для покрытия пола в одном из магазинов. Конечно, как было принято в те годы, с храма сняли кресты, разобрали купол и колокольню, превратив величественный памятник архитектуры в убогую плоскую постройку.

Представляется интересным рассказ селян о судьбе местных мужиков, которые занимались этим богохульным делом. Один из них стал инвалидом еще в ходе работы на крыше церкви. Второго в том же году по пьянке застрелил родственник. Третий вскоре угодил под колхозный трактор. Возможно, это и легенда. Но в ней закреплено народное представление о заслуженном наказании тех, кто совершает кощунство.

Ягульский сельсовет, призванный по долгу службы выполнить указание вышестоящих властей, поступил в духе того времени. Старую металлическую крышу разобрали, купол снесли, а сделать новое перекрытие то ли не успели, то ли не посчитали нужным. Довольно сложное сооружение, представляющее архитектурную ценность, под воздействием природных явлений стало заметно разрушаться. Да и охотники за легкой добычей не дремали. Тащили все, что можно. Пытались даже разобрать кирпичи, но это им не удалось — настолько крепким оказался раствор, приготовленный с использованием яиц. Остается лишь сокрушаться, что люди и время вывели из строя духовую печь церкви, расположенную в подвале. До сих пор сохранились лишь лотки для спускания каменного угля. А печь была добротной. Теплый воздух подогревал пол, а также подавался в помещения храма по специальным каналам, проделанным в нишах кирпичной кладки стен церкви. Как рассказывают очевидцы, здесь всегда сохранялась нормальная температура. Зимой не было холодно, летом прихожанам не приходилось потеть, хотя в помещении храма в большие праздники собиралось до 650 человек.

После закрытия церкви в ее помещении находился общественный туалет. Это обстоятельство, конечно, никак не укладывается в голове нормального человека. Затем храм превратили в овощехранилище, использовали для других хозяйственных нужд. В 50-е годы его отдали под сельский клуб. Здесь же какое-то время располагались парикмахерская и детская комната милиции. В течение многих лет на сцене, устроенном на бывшем алтаре, гремела дикая музыка, молодежь лихо отплясывала и тут же устраивала драки и скандалы. Так и росли поколение за поколением.

Вместе с началом перестройки в государстве новые веяния дошли и до Ягула. Вблизи клуба появились круглосуточные ларьки с богатым выбором горячительных напитков, из-за чего количество криминальных случаев значительно увеличилось. Звучавшую чуть более десятилетия мелодию колоколов таким образом власть заменила на зловоние и абсолютную безнравственность.

 

46.jpg

Современный вид храма

ВЕРА ОЖИЛА

Перестройка, следует отдать ей должное, принесла с собой не только культ поклонения западу, но и некоторые положительные перемены. Президент России подписал указ о возвращении храмовых помещений верующим. Это событие воодушевило и ягульских активистов. Они все решительнее начали осаждать местную и районную администрации просьбами о возращении им здания церкви. Вначале они добились разрешения совершать богослужение с приглашением священников Александро-Невского собора в малоприспособленной для того постройке близ храма, затем вернули себе восточный придел церкви. И лишь в 1996 году местной православной общине удалось, наконец, получить все здание храма.

20.jpg

После открытия

Как это всегда бывает, особенно тяжело дался первый год после открытия. Часто менялись священники, которые, попав на приход, сталкивались со многими трудностями и оказывались без средств к существованию. С ноября 1997 г. по март 2011 г. Преображенский Приход с. Ягул возглавлял молодой энергичный священник Михаил Карпеев. Благодаря его стараниям Приход укрепился как духовно, так и материально. 1 мая 2014 г., спустя почти 20 лет после повторного открытия, произошло долгожданное событие. Преображенский храм после многих лет разорения и поругания был вновь освящен правящим архиереем – митрополитом Николаем.

После возрождения церковь получила новое название. Преображенский храм села Ягул после долгих лет забвения начал обновляться стараниями прихожан и добродетелей города Ижевска. Конечно, пока удалось осуществить лишь часть задуманного. До сих пор не восстановлены разрушенные купол и колокольня. Но уверенность служителей церкви и прихожан заслуживает уважения. Их старания не остаются незамеченными. В храме одна из подаренных икон начала мироточить. Однажды это случилось в день начала массированной бомбежки Сербии. Затем SAM_2295.JPGнесколько раз повторялось в дни больших православных праздников.  В ягульскую церковь сегодня ходят жители не только оставшихся деревень бывшего прихода, но и многочисленных коттеджных поселков, расположенных по соседству. Часто обращаются служащие Исправительной колонии №1. Многие приезжают из Ижевска. Добрая слава о храме постепенно расходится по округе.

Список использованных документов:
1. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу церкви за 1918, 1921,1925-1926 гг.; умерших за 1921 г. ф.351. оп.1, д.75.
2. Документы о строительстве церкви и открытии прихода за 1898-1918 гг. ф.245, оп.1, д.1288.
3. Документы о деятельности Ягульского религиозного общества за 1923-1928 гг. (опись церковного имущества).
ф.Р-26, оп.1, д.79.
4. Документы о закрытии церкви за 1930 г.
ф.Р-195. оп.1, д.740;
ф.Р-431. оп.1. д.49.

Добавить комментарий